ИСТОРИЯ ТЕАТРА
Мало кто знает, что в Большом театре, кроме знаменитого многоярусного зала с его царской ложей, великолепной люстрой, златотканым занавесом и прочими красотами, есть еще один зал, который называется Бетховенским. Между тем, в этом сравнительно небольшом и скромном зале достаточно регулярно проходят концерты солистов оперы и ведущих музыкантов оркестра.
Бетховенский зал Большого театра - один из самых изящных концертных залов Москвы. Здесь прекрасная акустика, а кроме того, изысканный интерьер - стены, обитые шелковой тканью с ручной вышивкой шерстью в стиле Людовика XV, потолок староитальянской лепки, две великолепные хрустальные люстры. В таком виде зал существует с 1895 г., а в семидесятые годы двадцатого столетия здесь были произведены значительные реставрационные работы.
Изначально это было помещение царского фойе, совершенно не доступное зрителям, однако после революции по предложению Виктора Львовича Кубацкого, который в те времена служил в театре заведующим музыкальной частью, в 1921 г. была оборудована небольшая эстрада, и зал стал функционировать уже как репетиционно-концертное помещение. В нем проходили многие внутренние мероприятия театра, как творческие, так и официальные.
Иногда давались и камерные концерты, а с 1966 г. открылся Творческий клуб Большого театра, в рамках вечеров которого для артистов выступали С. Образцов, А. Райкин, М. Марсо, Г. Свиридов и многие другие деятели культуры; также в этих стенах проходили лекции, собрания, творческие вечера, пресс-конференции. Однако публика посещала Бетховенский зал крайне редко. И лишь в восьмидесятых годах здесь стали более или менее регулярно проходить открытые концерты. Теперь же эту традицию решено возродить и укрепить за Бетховенским залом окончательно.
Это помещение, уникальное по своей акустике и идеально подходящее для камерных концертов, рассчитано на 320 мест. Вечерняя программа, как правило, начинается в 19:30, через полчаса после начала спектакля на основной сцене Большого театра. Ранее же все концерты для широкой публики в Бетховенском зале проходили исключительно днем.
Краткая историческая справка
Первое здание Большого театра (тогда он носил название Петровский) было построено в 1780 году по проекту архитектора Х. Розберга. От этого здания Петровского театра, сгоревшего 8 октября 1805 года, сохранились только части несущих стен, которые в более поздних проектах были сохранены и частично включены в планировку.
План Театральной площади был утвержден в 1818 году, и архитектор О. Бове разработал и реализовал ныне существующую ее композицию с доминирующим объемом здания Большого театра. Строительство театра по проекту архитекторов А. Михайлова и О. Бове было завершено в 1825 году на месте сгоревшего Петровского театра.
Однако это здание просуществовало только до 1853 года - 11 марта этого года произошел грандиозный пожар, в котором сгорело все, кроме несущих стен. Пожар уничтожил все интерьеры полностью. Сохранившаяся объемно-пространственная структура была взята за основу при разработке нового проекта реконструкции архитектором А. Кавосом (1856 г.). Проект реконструкции театра, созданный А.Кавосом, отличался рациональностью и разумностью. При реконструкции изменился внешний облик Большого театра. Здание было увеличено по высоте на 2 метра, что позволило разместить в габаритах надстройки обширный декорационный зал (в настоящее время он перестроен и эксплуатируется как репетиционный зал). Были сохранены конструкции портика главного фасада, все фасады были декорированы в стиле неоклассицизма.
Планировка каре зрительских помещений на первом и втором этажах была сохранена почти такой, какой она была в сгоревшем театре А.Михайлова - О.Бове. Потоки зрителей разделялись за счет трех вестибюлей и системы лестниц, четыре из которых служили для подъема на ярусы. А.Кавос не просто восстановил театр, он сделал совершенным с точки зрения акустики его зрительный зал. Была перестроена по другой кривой стена зрительного зала, увеличена портальная арка сцены, углублена и расширена оркестровая яма, в конструкции которой использована деревянная дека. Древесина была использована в конструкциях зала и для его отделки, т.к. А.Кавос считал оптимальным с акустической точки зрения устройство зрительного зала по принципу устройства скрипки. Деревянными были дека плафона, дека пола партера, панели обшивки стен, конструкции балконов ярусов.
Зал был многофункциональным - помимо спектаклей в нем проходили балы и маскарады, которые устраивались не менее двух раз в неделю. Во время их проведения пол партера, представлявший собой деревянную конструкцию, при помощи специальных механизмов за короткое время приводился в горизонтальное положение.
Последующие реконструкции изменили планировку, и при этом все время прослеживалась тенденция к уменьшению объема помещений зрительской части. Так, в 1895 году боковые фойе превращаются в Императорские фойе. Со временем доступ в них ограничивается, а затем прекращается практически полностью. Один из залов фойе (Бетховенский) стал концертным, что увеличило число зрительских мест, но уменьшило рекреационные площади.
Крыло буфетов по улице Петровке отошло в зону служебных помещений, то же самое произошло с боковыми лестницами и входами. Боковые вестибюли были превращены в буфеты, таким образом, не стало боковых входов в театр. От пяти фойе бельэтажа зрительскими остались только Главное фойе и Экспозиционный зал. Хоровой зал после реставрации 1991 года фактически стал служебным.
В настоящее время зрители имеют единственный центральный вестибюль и только две лестницы, ведущие во все ярусы. Наиболее сильно был изменен северный фасад здания Большого театра.
Перестройка его началась практически сразу после окончания строительства - в 1859 году, т.к. театр с самого начала своего существования нуждался в дополнительных подсобных площадях для размещения декораций.
В 1859 году архитектором Никитиным (через 3 года после окончания строительства) разрабатывается проект строительства двухэтажной пристройки на месте разбираемых кирпичных стен, окружающих двор, с застройкой колонн северного портика (РГАЛИ, ф.659,оп.4, д.1824). Двухэтажная пристройка очень быстро перестала удовлетворять требованиям театра, и в 1887 году появляется проект надстройки третьего этажа архитектора Тихомирова. Чертеж хранится в РГАЛИ (ф.659,оп.4, д.2223). Проект был осуществлен. Если в первом варианте колонны северного портика были застроены до антаблемента, то теперь были застроены и антаблемент, и фронтон.
Предположительно, капители, фронтон и карниз были разобраны во время реконструкции 60-х годов ХХ века, в связи с устройством современной системы вентиляции. Принципы строительства театров и архитектурно-планировочные решения пространства, заложенные А.Кавосом, а также рациональные идеи, использованные при проводившихся реконструкциях, остаются актуальными в наше время и могут быть использованы при предстоящей реконструкции Большого театра с учетом требований, предъявляемых к современным театральным технологиям.